Евгений Дзичковский-модуль "Пишущая журналистика"
Жанры и стили оформления спортивных текстов
- Классификация жанров
- Особенности каждого
- Объемы и подзаголовки
- Иллюстративная составляющая: фото, видео, embed-соцсети, статистика, графики и диаграммы, выделение цветом и шрифтом, программы типа Quizizz для создания опросов и тестов
- Абзацы как важнейший элемент восприятия текста
- Просмотры, дочитывания, цитируемость
Журналистика клика
- О месте инсайдов в современной журналистике
- Новости, копипаст, дозвоны - подходы и решения
- Долевое распределение просмотров между сайтами, мобильными приложениями, соцсетями и поисковиками
- Есть ли место лонгридам и расследованиям в эпоху журналистики клика
- Какой контент собирает больше всего просмотров
Заголовки и штампы: размер, классификация, этические границы
- Особенности индексации заголовков поисковиками
- Аттрактивность заголовков на примере конкретного СМИ
- Технический размер заголовка и лида для корректного отображения в интернете
- Заголовки-конструкторы: всегда ли приемлемо изобретение новых слов и форм?
- Чего не должно быть в заголовках ни при каких обстоятельствах
- Эволюция штампов и клише: насколько быстро удачная находка теряет новизну
- Слова-паразиты в спортивной журналистике
Правовые, этические и языковые границы дозволенного в журналистике
- Главное в Законе о СМИ
- Чувство меры — что это и как его в себе развить
- Допустим ли переход на личности?
- Опасность судебных преследований
- Эзопов язык
- Правда, полуправда и ложь — как не пересечь черту
- Точность фактов и оценок — важнейшая составляющая журналистики
- О чем нельзя писать ни при каких обстоятельствах, хотя вне рамок журналистики это не табуировано
- Чем хороши и чем чреваты образность и эмоции
Журналистика мнения — стандарты и особенности
- Комментарий/колонка — отмирающий жанр? Главное отличие от остального контента
- Почему одна колонка — всегда только одна тема
- О роли «я» в спортивной журналистике — лексической и ментальной
- Размерность и акцентирование в авторском тексте
- Голы, очки, секунды — или эмоции?
- Как сделать так, чтобы после прочтения текста захотелось узнать, кто автор?
Как писать интервью, технология процесса
- Заголовок, лид, врез, факт-бокс, основная часть, концовка
- Подход к составлению вопросов
- Особенности сверки и рецензирования
- В каких случаях следует ориентироваться на оперативное, а в каких на личное интервью
- Особенности телефонного и живого интервью
- Временное соотношение между подготовкой, беседой, написанием и сверкой
- Короткое новостное интервью — как, когда, зачем
- Отличие интервью от стенографической записи разговора, в чем проявляется автор
Редактура. Универсализм в журналистике: жанровый, по видам спорта, платформенный. Особенности взаимоотношений с людьми из мира спорта
- Распределение ролей в коллективах редакций
- Профессиональная специализация: играть на рояле или таскать рояль?
- Всегда ли все специальное лучше всего универсального?
Особенности освещения нескольких видов спорта в обычное время и в условиях Олимпиад
- Что способствует росту авторитета журналиста, качество или универсализмом?
- Общение off the record
- Принцип «не навреди» - границы использования
- Культура общения, проблема скучных вопросов и скучных о
Юлия Шуйская - курс "Культура речи"
«Как правильно поставить ударение? Как улучшить технику произношения?
Старшая и младшая норма.»
Умеете ли Вы общаться?
«Словообразовательные средства русского языка. Применение их в
практике журналиста.»
«Существительные – какого рода слово? Нужны ли языку новые
феминитивы?»
«Числительные и существительные. Более пятисот или более пятиста?»
«Каким словам не место в языке журналиста? Литературный язык и язык
художественной литературы. Просторечия, диалектизмы, профессионализмы.»
«Канцеляризмы и штампы. Трудные для восприятия слова. Неизосемические
существительные.»
«Как сделать текст более удобным для восприятия? «Тяжелые»
конструкции.»
«Устный и письменный текст. Почему читать с бумажки – неудачная идея.»
Тимур Журавель - модуль "Корреспондент"
ТВ-репортаж. Приемы, методы, особенности
- Работа на месте события, как создать эффект присутствия
- Сбор информации, какие детали важны, а какие нет
- Поиск героев, зачем и каких спикеров мы выбираем
- Появление автора в кадре, задачи и их решения, секреты стенд-апов
- Соотношение текста и изображения, как сделать репортаж телевизионным
- Что делать, когда нет сюжета, репортаж о том, что не произошло
Репортерство и блогерство: общие черты и различия
-Чем репортер отличается от блогера, персональные качества, принципы работы
- Общее и различное в телевизионной работе и блогерстве, особенности тем и жанров
- Самые успешные блогеры в спорте, за счёт чего они завоевали аудиторию
- Авторы спортивных телерепортажей, чего им не хватает для того, чтобы стать блогерами
- Возможна ли смена ампула, из ТВ в ютьюб и обратно, кто и как проделал этот путь
Работа в прямом эфире. Тематические включения, стендап
- Прямой эфир, как побороть страх камеры
- Роль стенд апа - заявка места действия или смена темы в репортаже
- Смысловое наполнение прямых включений, антуражные детали и работа с фактами
- Форс-мажоры прямого эфира – как обратить их себе на пользу
Работа на пресс-конференциях и в микст-зонах
- Жанр пресс-конференций, особенности, специфика работы журналиста
- Как правильно задавать вопросы: подготовка, формулировка, обратная связь
- Микст-зона, специфика места, правила работа
- Жанр короткого общения с героем: что можно успеть за минутное интервью
Роман Нагучев – модуль “Корреспондент”"
Основы монтажа
- Правила монтажа
- Учимся выбирать из большого фрагмента наиболее важные части
- Различия телевизионного и блог-монтажа
- Основные правила корректного первичного монтажа
- Творческие решения при монтаже
- Эмоциональная составляющая интервью. Что важнее такт или информация
- Различия с обычным и особенности жанра флеш-интервью. Примеры вопросов: удачные, неудачные
-Роль интервьюера во флеш-интервью. Примеры флеш-интервью из разных видов спорта
Станислав Минин - курс "Комментарий спортивных событий"
Подготовка к репортажу:
- Почему нужно готовиться к репортажу в эпоху сверхинформированности
- Почему коллеги не должны готовить друг друга к трансляциям
- Что такое синдром переподготовки и как его избежать
Как правильно готовиться к трансляции
- Оптимальная организация подготовки
- Структура подготовки
- Подстройка подготовки под стиль комментария
- Избыточность и недостаточность подготовки, их проявления в репортаже
- Чтение или просмотр. Работа комментатора и накопленные наблюдения
- Как правильно пользоваться статистикой
- Подготовка и импровизация
- Как быть готовым к неожиданным и нестандартным ситуациям
- Информация и ее адекватность картинке
Практичеcкое занятие:
Комментарий фрагментов трансляции
Речь комментатора и работа по картинке
- Что такое избыточность речи. Основные симптомы и ошибки
- Искусственный язык и штампы. Очевидные и неочевидные примеры
- Как работать над динамикой речи. Редактирование репортажа
Работа по картинке
- Работа по картинке как принцип и как профилактика избыточности речи
- Забалтывание моментов как смертный грех комментатора. Как этого избежать
- Комментатор и его зона комфорта
Практическое занятие:
-Редактирование репортажа. Работа с готовыми стенограммами фрагментов репортажей
Комментатор и аудитория
- Почему интершум непопулярен
- Необходимость контакта
- Технический и реальный адресаты
- Игры с аудиторией
- Возвращение к теме подготовки: как она помогает установить контакт
- Реакция на критику. Что такое критика
Типы аудитории
- Что такое идеальный слушатель/зритель
-Теория «идеального читателя» и ее применение в комментаторской профессии
- Типы аудитории. Нишевая аудитория и массовая аудитория. Разница в подходах
- Как подавать «нишевую» информацию массовой аудитории
- Издержки «массового» типа репортажа
- Комментарий и творчество
-Риск потерять аудиторию и нужно ли этого бояться?
- Кто на кого влияет: комментатор на аудиторию или аудитория на комментатора?
Практическое занятие:
-Комментарий фрагментов трансляции. Эксперимент: работа на разные типы аудитории
Комментарий как работа личности и работа личностью
- Темперамент. Как быть интересным и хорошо звучать при разных типах темперамента
- Аналитика и развлечение. Как их совместить? Комментаторский инфотейнмент
- Стиль и качество комментария
- Что значит «работать личностью»
-Типы комментария: конферанс, аналитика, «фотографический» комментарий
- Практика «погруженного» комментария
- Переключение между режимами
- Как научиться говорить друг с другом и одновременно с аудиторией
- Пространство для личности при работе в паре
- Как не потеряться в парном комментарии
- Спор в эфире. Нужен ли он?
Эмоции, темп, импровизация
- Эмоции, их типы. Адекватность эмоций. Акустический напор и баланс
- Темпоритм. Искусство паузы и восприятие репортажа
- Интерес комментатора
- Фальшь. Безразличие как ошибка
- Можно ли подготовиться к неожиданному? Как это сделать?
- Необходимость импровизации
- Как выходить из сложных ситуаций
- Эрудиция, личный багаж, речь как базис и средства импровизации
Игорь Швецов - модуль "Ведущий ТВ"
Знакомство с организацией работы ведущего
Верстка (основные принципы), стратус, суфлер, отношения с шеф-редактором и продюсерами, работа с командой
Особенности жанра теленовостей
Что необходимо иметь и уметь ведущему
Работа ведущего с текстом
Ракурс подачи
Доступность текста
Восприятие зрителем текста на слух
Надо ли править редакторский текст и когда
Упражнения на написание текста для новостного выпуска
Как научиться слышать шеф-редактора и продолжать говорить
Осанка, посадка, темп, тембр речи
Подача материала
Чем ведущий новостей отличается от всех остальных ведущих
Как знать все про события
Что делать с оговорками в прямом эфире
Приучаемся не боятся камеры
Прямой эфира и запись ( различия )
Как стать лицом эфира
Хронометраж эфира – как научиться его чувствовать. Давайте делать паузы в словах
Взаимодействие с соведущим
Общение с гостем
Как правильно составить вопросы гостю для прямого или записного эфира. Интервьюер как особая профессия
Ведущий утреннего эфира и дневного эфира
Ведущий авторской программы
Работа с героями программы
Умение создавать и гасить конфликты
Иванна Швецова - курс "Психология общения в индустрии спорта"
«Бриллиант публичного выступления» (какие составляющие делают
публичное выступление выступлением на миллион).
О приёмах и методах, позволяющих производить на собеседника нужное
впечатление, выглядеть уверенно, ощущать уверенность в себе и в итоге получить и
сохранить звание «приятный собеседник».
Обратная связь
Обратная связь в общении
Коммуникация как информационный процесс (психологические особенности)
Композиция успешного выступления (продолжение)
«Бриллиант публичного выступления» (продолжение)
«Мастерское владение голосом»
«Голос, как основной инструмент комментатора»
«Тело как инструмент оратора»
Взаимодействие с аудиторией – третий сектор кристалла публичного
выступления
«Магия языка». О том, как вызывать доверие, «разговаривать» любого
собеседника, как подстроиться под разные типы собеседников, чтобы потом стать хозяином
положения
Как разговорить любого собеседника?
Почему может провалиться даже прекрасно подготовленное интервью?
Как договариваться об интервью так, чтобы Вам не отказали
Социальные типы собеседников. Особенности интервью с каждым из них.
Роли, в которых могут выступать герои интервью