Евгений Дзичковский-курс "Пишущая журналистика"
Жанры и стили оформления спортивных текстов
- Классификация жанров
- Особенности каждого
- Объемы и подзаголовки
- Иллюстративная составляющая: фото, видео, embed-соцсети, статистика, графики и диаграммы, выделение цветом и шрифтом, программы типа Quizizz для создания опросов и тестов
- Абзацы как важнейший элемент восприятия текста
- Просмотры, дочитывания, цитируемость
Журналистика клика
- О месте инсайдов в современной журналистике
- Новости, копипаст, дозвоны - подходы и решения
- Долевое распределение просмотров между сайтами, мобильными приложениями, соцсетями и поисковиками
- Есть ли место лонгридам и расследованиям в эпоху журналистики клика
- Какой контент собирает больше всего просмотров
Заголовки и штампы: размер, классификация, этические границы
- Особенности индексации заголовков поисковиками
- Аттрактивность заголовков на примере конкретного СМИ
- Технический размер заголовка и лида для корректного отображения в интернете
- Заголовки-конструкторы: всегда ли приемлемо изобретение новых слов и форм?
- Чего не должно быть в заголовках ни при каких обстоятельствах
- Эволюция штампов и клише: насколько быстро удачная находка теряет новизну
- Слова-паразиты в спортивной журналистике
Правовые, этические и языковые границы дозволенного в журналистике
- Главное в Законе о СМИ
- Чувство меры — что это и как его в себе развить
- Допустим ли переход на личности?
- Опасность судебных преследований
- Эзопов язык
- Правда, полуправда и ложь — как не пересечь черту
- Точность фактов и оценок — важнейшая составляющая журналистики
- О чем нельзя писать ни при каких обстоятельствах, хотя вне рамок журналистики это не табуировано
- Чем хороши и чем чреваты образность и эмоции
Журналистика мнения — стандарты и особенности
- Комментарий/колонка — отмирающий жанр? Главное отличие от остального контента
- Почему одна колонка — всегда только одна тема
- О роли «я» в спортивной журналистике — лексической и ментальной
- Размерность и акцентирование в авторском тексте
- Голы, очки, секунды — или эмоции?
- Как сделать так, чтобы после прочтения текста захотелось узнать, кто автор?
Как писать интервью, технология процесса
- Заголовок, лид, врез, факт-бокс, основная часть, концовка
- Подход к составлению вопросов
- Особенности сверки и рецензирования
- В каких случаях следует ориентироваться на оперативное, а в каких на личное интервью
- Особенности телефонного и живого интервью
- Временное соотношение между подготовкой, беседой, написанием и сверкой
- Короткое новостное интервью — как, когда, зачем
- Отличие интервью от стенографической записи разговора, в чем проявляется автор
Редактура. Универсализм в журналистике: жанровый, по видам спорта, платформенный. Особенности взаимоотношений с людьми из мира спорта
- Распределение ролей в коллективах редакций
- Профессиональная специализация: играть на рояле или таскать рояль?
- Всегда ли все специальное лучше всего универсального?
Особенности освещения нескольких видов спорта в обычное время и в условиях Олимпиад
- Что способствует росту авторитета журналиста, качество или универсализмом?
- Общение off the record
- Принцип «не навреди» - границы использования
- Культура общения, проблема скучных вопросов и скучных ответов, отличительные особенности флеш-интервью
Юлия Шуйская - курс "Культура речи"
Правильная и грамотная речь - визитная карточка спортивного журналиста
- Постановка ударения и произношение. Трудные случаи
- Склонение и согласование существительных
- Числительные и существительные
Построение фраз и предложений
- Отчетливая и ясная речь. Прозрачные конструкции
- "Тяжёлые" слова и конструкции. Как переформулировать
- Стилистические ошибки и неточности
Работа с лексическим запасом
- Профессионализмы и жаргонизмы. Когда они уместны, а когда нет?
- Канцелярские штампы. Как распознать и избавиться
- Каламбур в речи спортивного журналиста. Искусство заголовка
Приемы украшения речи
- Тропы и фигуры речи
- Композиция фрагментов текста
- Построение целого текста
Тимур Журавель - курс "Корреспондент"
ТВ-репортаж. Приемы, методы, особенности
- Работа на месте события, как создать эффект присутствия
- Сбор информации, какие детали важны, а какие нет
- Поиск героев, зачем и каких спикеров мы выбираем
- Появление автора в кадре, задачи и их решения, секреты стенд-апов
- Соотношение текста и изображения, как сделать репортаж телевизионным
- Что делать, когда нет сюжета, репортаж о том, что не произошло
Репортерство и блогерство: общие черты и различия
-Чем репортер отличается от блогера, персональные качества, принципы работы
- Общее и различное в телевизионной работе и блогерстве, особенности тем и жанров
- Самые успешные блогеры в спорте, за счёт чего они завоевали аудиторию
- Авторы спортивных телерепортажей, чего им не хватает для того, чтобы стать блогерами
- Возможна ли смена ампула, из ТВ в ютьюб и обратно, кто и как проделал этот путь
Работа в прямом эфире. Тематические включения, стендап
- Прямой эфир, как побороть страх камеры
- Роль стенд апа - заявка места действия или смена темы в репортаже
- Смысловое наполнение прямых включений, антуражные детали и работа с фактами
- Форс-мажоры прямого эфира – как обратить их себе на пользу
Работа на пресс-конференциях и в микст-зонах
- Жанр пресс-конференций, особенности, специфика работы журналиста
- Как правильно задавать вопросы: подготовка, формулировка, обратная связь
- Микст-зона, специфика места, правила работа
- Жанр короткого общения с героем: что можно успеть за минутное интервью
Роман Нагучев – модуль “Корреспондент”"
Основы монтажа
- Правила монтажа
- Учимся выбирать из большого фрагмента наиболее важные части
- Различия телевизионного и блог-монтажа
- Основные правила корректного первичного монтажа
- Творческие решения при монтаже
- Эмоциональная составляющая интервью. Что важнее такт или информация
- Различия с обычным и особенности жанра флеш-интервью. Примеры вопросов: удачные, неудачные
-Роль интервьюера во флеш-интервью. Примеры флеш-интервью из разных видов спорта
Станислав Минин - курс "Комментарий спортивных событий"
Подготовка к репортажу:
- Почему нужно готовиться к репортажу в эпоху сверхинформированности
- Почему коллеги не должны готовить друг друга к трансляциям
- Что такое синдром переподготовки и как его избежать
Как правильно готовиться к трансляции
- Оптимальная организация подготовки
- Структура подготовки
- Подстройка подготовки под стиль комментария
- Избыточность и недостаточность подготовки, их проявления в репортаже
- Чтение или просмотр. Работа комментатора и накопленные наблюдения
- Как правильно пользоваться статистикой
- Подготовка и импровизация
- Как быть готовым к неожиданным и нестандартным ситуациям
- Информация и ее адекватность картинке
Практичеcкое занятие:
Комментарий фрагментов трансляции
Речь комментатора и работа по картинке
- Что такое избыточность речи. Основные симптомы и ошибки
- Искусственный язык и штампы. Очевидные и неочевидные примеры
- Как работать над динамикой речи. Редактирование репортажа
Работа по картинке
- Работа по картинке как принцип и как профилактика избыточности речи
- Забалтывание моментов как смертный грех комментатора. Как этого избежать
- Комментатор и его зона комфорта
Практическое занятие:
-Редактирование репортажа. Работа с готовыми стенограммами фрагментов репортажей
Комментатор и аудитория
- Почему интершум непопулярен
- Необходимость контакта
- Технический и реальный адресаты
- Игры с аудиторией
- Возвращение к теме подготовки: как она помогает установить контакт
- Реакция на критику. Что такое критика
Типы аудитории
- Что такое идеальный слушатель/зритель
-Теория «идеального читателя» и ее применение в комментаторской профессии
- Типы аудитории. Нишевая аудитория и массовая аудитория. Разница в подходах
- Как подавать «нишевую» информацию массовой аудитории
- Издержки «массового» типа репортажа
- Комментарий и творчество
-Риск потерять аудиторию и нужно ли этого бояться?
- Кто на кого влияет: комментатор на аудиторию или аудитория на комментатора?
Практическое занятие:
-Комментарий фрагментов трансляции. Эксперимент: работа на разные типы аудитории
Комментарий как работа личности и работа личностью
- Темперамент. Как быть интересным и хорошо звучать при разных типах темперамента
- Аналитика и развлечение. Как их совместить? Комментаторский инфотейнмент
- Стиль и качество комментария
- Что значит «работать личностью»
-Типы комментария: конферанс, аналитика, «фотографический» комментарий
- Практика «погруженного» комментария
- Переключение между режимами
- Как научиться говорить друг с другом и одновременно с аудиторией
- Пространство для личности при работе в паре
- Как не потеряться в парном комментарии
- Спор в эфире. Нужен ли он?
Эмоции, темп, импровизация
- Эмоции, их типы. Адекватность эмоций. Акустический напор и баланс
- Темпоритм. Искусство паузы и восприятие репортажа
- Интерес комментатора
- Фальшь. Безразличие как ошибка
- Можно ли подготовиться к неожиданному? Как это сделать?
- Необходимость импровизации
- Как выходить из сложных ситуаций
- Эрудиция, личный багаж, речь как базис и средства импровизации
Нейтральность комментария
- Необходима ли нейтральность?
- Пять правил нейтральности
- «Токсичная» аудитория и «токсичные» эфиры, как с ними справляться
Игорь Швецов - курс "Ведущий ТВ"
Знакомство с организацией работы ведущего
Верстка (основные принципы), стратус, суфлер, отношения с шеф-редактором и продюсерами, работа с командой
Особенности жанра теленовостей
Что необходимо иметь и уметь ведущему
Работа ведущего с текстом
Ракурс подачи
Доступность текста
Восприятие зрителем текста на слух
Надо ли править редакторский текст и когда
Упражнения на написание текста для новостного выпуска
Как научиться слышать шеф-редактора и продолжать говорить
Осанка, посадка, темп, тембр речи
Подача материала
Чем ведущий новостей отличается от всех остальных ведущих
Как знать все про события
Что делать с оговорками в прямом эфире
Приучаемся не боятся камеры
Запись выпуска Новостей из профессиональной студии
Прямой эфира и запись ( различия )
Как стать лицом эфира
Хронометраж эфира – как научиться его чувствовать. Давайте делать паузы в словах
Взаимодействие с соведущим
Общение с гостем
Как правильно составить вопросы гостю для прямого или записного эфира. Интервьюер как особая профессия
Ведущий утреннего эфира и дневного эфира
Ведущий авторской программы
Работа с героями программы
Умение создавать и гасить конфликты
Запись фрагмента Все на Матч из профессиональной студии
Иванна Швецова
«Бриллиант публичного выступления» (какие составляющие делают
публичное выступление выступлением на миллион).
Умеете ли Вы общаться?
О приёмах и методах, позволяющих производить на собеседника нужное
впечатление, выглядеть уверенно, ощущать уверенность в себе и в итоге получить и
сохранить звание «приятный собеседник».
Обратная связь
Обратная связь в общении
Коммуникация как информационный процесс (психологические особенности)
Композиция успешного выступления (продолжение )
«Бриллиант публичного выступления» (продолжение)
"Мастерское владение голосом"
"Голос, как основной инструмент комментатора"
"Тело как инструмент оратора"
Взаимодействие с аудиторией – третий сектор кристалла публичного
выступления
«Магия языка». О том, как вызывать доверие, «разговаривать» любого
собеседника, как подстроиться под разные типы собеседников, чтобы потом стать хозяином
положения
Как разговорить любого собеседника?
Почему может провалиться даже прекрасно подготовленное интервью?
Как договариваться об интервью так, чтобы Вам не отказали
Социальные типы собеседников. Особенности интервью с каждым из них.
Роли, в которых могут выступать герои интервью
Дмитрий Паршин – курс “ТВ продюсирование"
Основы профессии:
- виды и особенности продюсирования
- основные качества продюсера, понимание профессии
- сфера применения навыков продюсера
Практическое занятие: договориться с героем об интервью/съёмке
* - почему продюсер не знает слово «нет»?
Продюсер службы новостей
- организация съёмки, аккредитация, переговоры
- формирование группы ТЖК
- продюсерское задание
- как совместить 20 съёмок в один день и не сойти с ума?
Продюсер программ и документальных проектов
- медиа планирование, контент-план, проработка идеи и сюжета
- работа в команде, должностные инструкции
- организация командировок группы
Практическое занятие: продюсерская разработка
* почему Брюс Ли. Последняя кровь круче Чемпионата России по водному поло?
Работа продюсера в проекте
- составление и отбор заявок (синопсисы) на проект
- синоспис, логлайн, тритмент, поэпизодный план, расчёт бюджета и составление КПП проекта, сметы, вызывной лист
- создание команды, профессиональный отбор, креативность
Практическое занятие: запись питчинга
* как найти талант в каждом сотруднике команды?
Исполнительное продюсирование
- организация труда
- формирование продюсерской базы
- знакомство с контент-планом и его понимание
Практическое занятие: работа с обязательными документами, формами, письмами
* - зачем столько должностей у одного продюсера?
Юридическое сопровождение
- авторское права и роялти в цифровой среде
- финансы и управленческий учет в продюсерской деятельности менеджмент в сфере СМИ
- рекламный контент в эфире канала
Практическое занятие: просмотр видео контента канала на предмет правового использования
* - есть ли то, за что не отвечает продюсер?
Креативное продюсирование
- генерирование идей и написание сценария проекта
- маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности, взаимодействие с участниками съёмочного процесса
- драматургия проекта, монтаж, пост монтаж
Практическое занятие: презентация и защита креативного проекта
* - как доказать руководству, что твой проект самый нужный?
Продюсирование и психология
- психологические основы профессии
- работа и общение с героями проекта
- эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость в профессии
Практическое занятие: общение и приглашение на съёмку селебрити
* - как поговорить по телефону с Криштиану Роналду?
Техническое производство
- техника и технология кино и телевидения
- основы работы продюсера в прямом эфире
- основы студийной и репортажной съемки
Практическое занятие: прямой эфир программ «Громко», «Есть тема»
* - что такое АСБ, АПБ, ГЦП, ТЖК и т.д.
Продюсерская разработка
- основы составления продюсерской разработки
- теории поиска тем и героев
- работа с контентом, справочными материалами
Практическое занятие - составление продюсерской разработки проекта/репортажа